Дорогие родители будущих первоклассников!
Дорогие родители!
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно
Но это понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность).
Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет учиться, даже если перед школой он умеет хорошо писать, читать, считать и т.д.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособностью.
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьезности на своей еще совсем недавно такой беспечной мордашке отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!
Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных, и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника, праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕННЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ.
Первый раз – в первый класс!
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир, который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.
Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогут ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. Главное, чтобы у него появилось чувство – он уже большой и самостоятельный.
Не просто ребенок – ученик!
Практически все дети идут в школу с радостью. Важно, чтобы и сама учеба стала приятным занятием, чтобы не возникло разочарования. И непременным условием этого является социальная готовность ребенка к обучению в школе. Не так уж это и просто – из сына или дочки вдруг превратиться в ученика!
- Чтобы успешно адаптироваться в школьном коллективе, ребенку с самого раннего возраста нужно быть среди детей, видеть, как ведут себя другие, сравнивать себя с ними. Поэтому чаще бывайте с детьми в общественных местах, ходите в гости.
- Принятие новой социальной позиции – это и принятие новых обязанностей. Важно, чтобы еще до поступления в школу ребенок нес за что-то ответственность. Дома он может заботиться о кормлении рыбок в аквариуме, поливать цветы, помогать мыть посуду или убирать игрушки. Практика показывает, что если ребенок имел какие-то обязанности дома, он без особого труда сможет переключаться с интересной игры на менее увлекательные уроки, не будет отвлекаться в классе, не забудет, придя из школы, выполнить домашнюю работу. Он в достаточной мере сможет управлять своим поведением, чтобы выполнять те требования, которые поставит перед ним школа.
- Очень полезны игры по правилам. Лучше, если в них будет несколько участников, которые должны действовать согласованно. Тогда ребенок быстро научится действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.
- Позвольте ребенку немножко побыть на вашем месте, «делегируйте полномочия». Например, назначьте его «начальником на кухне», «ответственным за зубную пасту». Уходя в магазин, оставьте его «за главного», пусть почувствует свою значимость. Это будет отличной мотивацией к выполнению школьных заданий и правил поведения.
Школа – это здорово!
Очень важно, чтобы в новой ситуации – за партой в классе – ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно и мог в полной мере проявить свои способности. Часто родители, уделяя большое внимание умственному развитию ребенка, забывают об эмоциональной готовности ребенка к школе.
- Лучше, если уже до школы у ребенка будет сформирована положительная мотивация обучения. Старайтесь давать ему несложные задания, обязательно такие, выполнять которые было бы интересно. Ведь интерес должен стать основным мотивом к получению новых знаний, умений и навыков в школе. Поиграйте – например, попросите малыша провести маленькую экскурсию по квартире, назвать комнаты и объяснить их назначение. Он сделает это с огромным удовольствием, и задание не будет казаться сложным. Не забывайте похвалить ребенка, создавая тем самым ситуацию успеха.
- Чтобы начать успешно учиться, необходимо обладать определенной стрессоустойчивостью. В школе ребенку придется столкнуться с самыми разными ситуациями, и он должен быть готов к трудностям. Помогут в этом ролевые игры – очень полезно в спокойной домашней обстановке моделировать разнообразные ситуации, а потом анализировать с ребенком поведение его и других участников игры. Можно также обсуждать поведение героев мультфильмов, сказок.
- Замечено, что у детей, которые мало играют, высокая потребность в игре сохраняется и в школе, мешая развитию новых потребностей – в овладении знаниями, в приобщении к миру взрослых. И наоборот, если дошкольнику предоставляется достаточно времени для игры, она постепенно уступает место другим видам деятельности. Так что чем больше дома у ребенка простора для игр, тем с большей готовностью он будет взрослеть.
Готовность ребенка к школе определяется не навыками чтения, письма и счета, а готовностью к новой роли, к тому, что он станет учеником. Многие беды возникают именно оттого, что ребенок не готов принять эту роль и боится идти в школу.
Хочу ли я в школу?
Тест для дошкольников.
- Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
- Мне интересно, какие у нас будут уроки.
- Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
- Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
- Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
- Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
- Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
- Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
- Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
- Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обратитесь к своему ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксируйте его ответы. Если он согласится с высказыванием, запишите 1 балл, если не согласится – 0 баллов.
Подсчитаем результаты.
1-3 балла – Ваше дитя полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься!
4-8 баллов – да, хочется в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой пятерке вопросов, то Ваш ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй пятерке вопросов, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.
9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 10-11 лет!
Результаты могут Вас разочаровать. Но помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
- Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
- Их длительность не должна превышать 35 минут.
Знаем и умеем!
Многих родителей интересует вопрос, что же конкретно должен знать и уметь ребенок к моменту поступления в школу.
Ребенок должен знать:
- свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей;
- название страны, в которой живет, своего населенного пункта;
- времена года, приметы каждого из них, последовательность месяцев;
- домашних животных и их детенышей;
- диких животных и их детенышей;
- знать и различать транспорт: наземный, водный, воздушный;
- различать одежду, обувь; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды;
- знать и уметь рассказывать сказки;
- знать известных поэтов и писателей и их произведения;
- различать и называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- свободно ориентироваться на листе бумаги и в пространстве: право-лево, верх-низ, выше-ниже;
- уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ;
- составлять рассказ по картинкам;
- запоминать и называть 6-10 предметов, картинок;
- различать гласные и согласные звуки;
- уметь разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных;
- определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, суп, зубы, сани;
- хорошо владеть ножницами: вырезать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал;
- владеть карандашом;
- свободно считать от 1 до 10 и обратно;
- уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут.
10 заповедей для родителей
Заповедь первая.
Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
Заповедь вторая.
Ясно определите, чего Вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает об этом.
Заповедь третья.
Дайте ребенку почувствовать самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Заповедь четвертая.
Не подсказывайте готового решения, а показывайте путь к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ошибочные шаги к цели.
Заповедь пятая.
Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
Заповедь шестая.
Своевременно делайте замечания, оценивайте поступок сразу же и делайте паузу – дайте осмыслить услышанное.
Заповедь седьмая.
Главное – оценивать поступок, а не личность.
Заповедь восьмая.
Дотроньтесь до ребенка и тем самым дайте ему понять, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку. Дайте понять, что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки – не одно и то же.
Заповедь девятая.
Воспитание должно быть поэтапным.
Заповедь десятая.
Воспитание должно быть строгим, но добрым.