Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Универсальная образовательная технология

Дата: 18 апреля 2014 в 09:20
436 просмотров

Система критериев эталонного урока

1. Целеполагание: зачем, почему, ради чего учить(ся)?

Стимуляция (при необходимости - реанимация) познавательных интересов учащихся, повышение уровня их учебной мотивации посредством расширения диапазона запросов и потребностей каждого из них  на основе предоставления им свободы выбора, что предполагает:

  • учет при определении цели и темы урока его места в системе занятий, а также ключевых, концептуальных идей учебного курса, оригинальность их подачи;
  • опору учителя при остановке целей на значимые, вечные и актуальные ценности и принципы; его собственное видение выносимых на урок проблем;
  • учет при идейном обосновании целей и задач урока образовательных и иных потребностей учащихся и общества, ведущих тенденций его развития;
  • направленность на выявление и раскрытие способностей учащихся, их увлечений и склонностей, на удовлетворение личностных запросов каждого из них;
  • способность педагога удивлять учеников, заражать их своей энергией и оптимизмом, вызывать на разговор и запускать тем самым процесс познания ими мира и самих себя;
  • вовлечение озадаченных и вдохновленных учащихся в работу по осмыслению проблематики урока, конкретизации учебных задач каждого его этапа, генерированию новых идей;
  • убедительность аргументации сторон при обосновании духовно-практической значимости (остроты, новизны, неординарности) заявляемых проблем, необходимости их изучения;
  • использование парадоксальных, «сумасшедших», свежих идей, экспромта, импровизации для создания на уроке атмосферы интриги, загадочности, занимательности и увлеченности;
  • способность педагога будить воображение, фантазии учащихся, подогревать их любознательность, лидерские амбиции, поддерживать их инициативы, начинания, искания и стремления;
  • умение учителя повышать познавательную активность учащихся с помощью системы проблемных, провоцирующих поиск истины вопросов, исподволь наводящих их на заданную цель;
  • применение межпредметных связей, отражающих многообразие и единство мира, для расширения кругозора учащихся, сферы их интересов, их общего развития, способности к обобщениям;
  • использование смелой гипотезы, программирования, проектирования, моделирования для развития творческих способностей, интуиции учащихся, умения видеть перспективу и прогнозировать;
  • формирование системы жизненных ценностей (ориентиров, идеалов, приоритетов, принципов), мировоззрения учащихся, «отвечающих» за их личных выбор, самоопределение и принятие решений;
  • способность учащихся расставлять акценты, обозначать свою позицию, высказывать собственную точку зрения по любой проблеме, отстаивать свои взгляды и убеждения, действовать целесообразно;
  • степень достижения (реализации) учителем с учениками заявленных целей и задач, замысла урока, разрешения вынесенных на него вопросов и проблем (порождения новых); обзор сделанного, взгляд вперед;
  • влияние целеполагания, «возбудителя» желаний, на духовное становление учащихся как личностей достойных, внутренне свободных, честолюбивых, волевых, верящих в свое призвание (мечту) и упорно стремящихся к избранным целям.

2. Содержание: что изучать, чему учить(ся), чем занимать(ся)?

Формирование (восстановление) опорных, т.е. наиболее значимых знаний учащихся через планомерное и осознанное постижение ими понятийного аппарата, знаков и правил ус(ос)ваиваемой науки, предмета, дисциплины, специальности, профессии, что предусматривает:

  • учет при отборе, компоновке и структурировании материала (заданий) урока требований учебной программы и стандарта образовательной области;
  • соответствие объема и степени сложности выносимого на урок компактного блока материалов в отводимой ему роли в системе проводимых занятий;
  • соблюдение принципа преемственности при погружении в проблему: опора на ранее изученное, история вопроса, пространственно-временные параметры познаваемого явления;
  • способность учителя четко, доступно, толково и лаконично объяснять любую тему; достоверность приводимых им сведений, фактов, событий, конкретность предлагаемых заданий;
  • практическую направленность обучения: опора на жизненный опыт, сообразительность учащихся, в том числе при самостоятельном овладении ими новым содержанием (работе с ним);
  • дифференциацию учебного материала для отдельных (групп, категорий) учащихся, позволяющую выходить на разноуровневые вариативные задания; право выбора их самими учениками;
  • постепенное и разумное наращивание учебных нагрузок, уровня трудности теоретических и практических заданий, работающих на повышение степени подготовленности, выучки учащихся;
  • совершенствование чтения, устной и письменной речи учащихся через овладение ими символами и терминологией изучаемой науки, использование ее определений  и основных положений;
  • умение учащихся сравнивать и сопоставлять, выявлять сходства и различия, признаки и свойства явлений, обозначать их существенные детали, давать им качественную характеристику;
  • способность учащихся выделять в познаваемом главное (общее, особенное и частное), приводить примеры и веские доказательства, делать необходимые измерения, пробы, расчеты и выводы;
  • развитие рационального, абстрактно-логического мышления учащихся, способности анализировать познаваемые процессы (свои действия по их достижению), всесторонне их (пере)осмысливать;
  • умение учащихся проникать в глубинную сущность явлений, обнаруживать причинно-следственные связи и отношения и приводить их в систему, выходить на объективные законы мироздания;
  • развитие средствами изучаемой науки, предмета диалектического мышления учащихся, способности находить противоречия (альтернативы) в познаваемых явлениях, видеть в них источник развития;
  • способность учащихся предметно, взвешенно и здраво рассуждать, объяснять и описывать свои мысли и действия, обстоятельно и остроумно отвечать, формулировать вопросы, вести диалог и дискуссию;
  • полноту усвоения материала (выполнения заданий) учащимися, глубину его понимания: тему раскрыли (закрыли), во всем разобрались, все выяснили, все решили – в контексте постигаемого учебного модуля;
  • влияние содержания как «вразумителя» желаний на обучение, развитие мыслительных способностей, интеллекта учащихся, повышение их эрудиции, уровня информированности, компетентности, культуры умственного труда.

3. Организация: каковы условия, порядок, формы (об)учения?

Привитие учащимся навыков самоорганизации и общения, повышение их готовности как членов классного коллектива принимать в совместной, согласованной и слаженной учебной работе регулярное, посильное, ответственное и деятельное участие, что предполагает:

  • соответствие типа, структуры урока его целям и содержанию; обусловленную этим последовательность этапов урока, органичную взаимосвязь между ними;
  • учет половозрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья учащихся; дифференцированный подход к каждому из них с целью расширения их возможностей;
  • контактность, коммуникабельность педагога, способность входить в доверие к ученикам и оказывать на них психологическое воздействие, влиять на ситуацию в классе (группе);
  • умение учителя подбирать ключи к каждому учащемуся, привлекать к себе их внимание и собирать их, настраивать, сплачивать для совместной работы; четкость его установок;
  • создание на уроке благоприятной среды, обстановки взаимного уважения, заботы, доброжелательности и востребованности, способствующей самовыражению каждого ученика;
  • умение учителя включать класс в рабочий режим, вовлекать всех учащихся в разноплановую, напряженную и взаимополезную деятельность, налаживать межличностное общение;
  • гармоничные, ровные отношения педагога с учащимися, его способность терпеливо и тактично координировать учебное взаимодействие между ними, позитивно разрешать конфликты;
  • способность педагога управлять познавательной деятельностью учащихся, сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, оперативно консультировать желающих;
  • использование на уроке активных и других форм сотрудничества и взаимопомощи, в том числе имитационных игр с элементами состязательности; умение учеников работать в команде;
  • влияние хода и порядка проведения урока (оптимальный темп, ритм, плотность, разнообразие видов учебной деятельности, своевременность их смены) на работоспособность учащихся;
  • способность учителя работать с оглядкой, чутко следить за реакцией учеников на его действия и вместе с ними находить приемлемые варианты продолжения урока; умение заполнять паузы;
  • коррекцию учебной деятельности учащихся: выявление и устранение пробелов в их (об)учении, привитие им навыков саморегуляции на основе формируемого чувства внутреннего долга;
  • использование гибкой, поощряющей усилия каждого системы контроля, оценки и учета знаний и умений учащихся; научение их само(контролю)оценке и взаимопроверке своих учебных достижений;
  • развитие в процессе учения сенсорной, чувственно-эмоциональной сферы учащихся: умение внимательно и сосредоточенно наблюдать, живо воспринимать и конструктивно обсуждать возникающие проблемы;
  • влияние личного примера, авторитета учителя на добросовестное исполнение всеми участниками урока взаимных обязательств, развитие коммуникативных способностей учащихся как субъектов социальных отношений;
  • влияние организации, «согласовательницы» интересов, на воспитание характеров, нравственности учащихся, их гражданское становление, приобщение к правилам человеческого общежития, национально-культурным традициям.

4. Методика: как учить(ся), каким образом, посредством чего?

Развитие у обучаемых умений и навыков самостоятельного учебного труда, т.е. способности добывать и обрабатывать необходимую информацию, усваивать и воспроизводить полноценный образовательный продукт, что предусматривает:

  • соответствие используемых учителем и учащимися приемов, способов и средств (об)учения целям и содержанию урока, порядку его проведения;
  • способность дидактической составляющей, оснастки урока работать на повышение уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков учащихся, их закрепление;
  • мастерское владение учителем продуктивной техников преподавания, способностью вооружать учащихся рациональными и эффективными способами познания, выполнения учебных задач;
  • использование наставником нетрадиционных образовательных приемов и средств, активных и действенных методов (об)учения, способных обеспечить овладение учащимися предметом;
  • владение педагогом словом, выразительной, образной речью – важнейшим инструментом трансляции опыта; использование трагикомичного в обнаружении и обнажении истины;
  • интенсификацию процесса (об)учения с помощью разнообразной наглядности, символов, сигналов, знаковых систем, способствующих запечатлению познаваемого в памяти учащихся;
  • применение на уроке аудио-, видеотехники, компьютеров, приборов, моделей, демонстрационных материалов, оборудования, иных обучающих средств, умение учеников эффективно их использовать;
  • способность учащихся работать с различными текстами, обновлять свой банк данных, в том числе с помощью Интернета, составлять развернутые планы, схемы, тезисы, опорные конспекты;
  • умение учащихся пользоваться книгой (учебниками, пособиями, словарями, справочниками, энциклопедиями, первоисточниками и пр.), заниматься внутренней самообразовательной работой;
  • использование духовных, интеллектуальных, нравственных и физических упражнений для совершенствования функциональных способностей, повышения познавательной мобильности учащихся;
  • усложнение формулы выполнения учениками учебных заданий: от работы по шаблонам и образцам – к творческому применению (переносу, трансформации) приобретаемых знаний и умений;
  • усиление поискового, эвристического начала в (об)учении посредством постановки опытов и экспериментов, научно-исследовательской работы учащихся, подвигающей их к находкам и открытиям;
  • способность учащихся представлять познаваемый мир целостным и динамичным, свободно оперировать образцами и ассоциациями, мыслить и действовать как по аналогии, так и по наитию, спонтанно;
  • динамику роста степени обученности учащихся: качественное и в полном объеме выполнение требований учебных планов и программ; способность учеников показать уровень своей подготовки на деле, в любой форме и ситуации;
  • влияние методики как «исполнительницы» желаний на усиление процесса (само)развития учащихся, повышение их способности к самореализации через умелое и успешное преодоление самых разнообразных испытаний.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.