Структурные элементы учебного занятия
Этапы |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
Организация начала занятия |
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
Проверка выполнения домашнего задания |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов |
Подготовка к основному этапу занятия |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели на учебно-познавательную деятельность, актуализация опорных знаний и умений |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся |
Закрепление знаний и способов действий |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей |
Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей |
Контроль и самопроверка знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
Подведение итогов занятия |
Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения |
Рефлексия |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития |