Алгоритм создания психодиагностической программы
1 этап. Изучение практического запроса.
2 этап. Формулировка психологической проблемы. Так как запрос чаще всего сформулирован в виде жалобы, которая носит не всегда чёткий характер, необходима дополнительная беседа с целью уточнения и перевода запроса с языка описательного (феноменологического) на язык психологической профессиональной терминологии (язык симптоматики).
1) Формирование общего представления о том, как педагог (родитель) воспринимает ребёнка и сложившуюся ситуацию (при этом используется метод беседы).
2) Ознакомление (посредством наблюдения на уроках, переменах, беседы с педагогом) с типичным поведенческими проявлениями ребёнка, реакций на него окуружающих.
3) Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской карточки, рассказов учителя, социального педагога, родителей учителя, социального педагога, родителей и лиц, их заменяющих.
3 этап. Оценка сведений, полученных на этапе формулировки психологической проблемы, а также формулировка гипотезы о причинах нарушения. При этом работа с полученной картиной трудностей в обучении может выстраиваться с помощью следующих схем:
А) используя классификации типичных отклонений на феноменологическом уровне и классификаций наиболее вероятных причин данных отклонений;
Б) используя схемы психологической детерминации типичных отклонений и их причин;
В) используя психодиагностические таблицы.
Первые две формы описания объекта психодиагностики известны достаточно давно, однако каждая из них имеет свои недостатки. Первая, описывая поведенческие признаки типичных недостатков и оклонений в учебной деятельности и поведении, не отражает в полной мере все взаимосвязи элементов феноменологического уровня и уровня причинных оснований. Вторая, максимально отражая взаимосвязи, является громоздкой и запутанной, что затрудняет её использование в практике школьного психолога. Третья форма описания объекта психодиагностики – психодиагностические таблицы – синтезирует в себе две формы. В них связываются воедино практически все элементы диагностического процесса от запроса до выдачи рекомендаций.
4 этап. Выбор методов исследования в зависимости от выявленнной феноменологии трудностей.
5 этап. Собственно исследование.
1)Установление контакта с ребёнком.
2) Проведение диагностических мероприятий, используемых в начале обследования.
3) Осуществление углубленной либо глубинной диагностики.
6 этап. Постановка психологического диагноза и заполнение заключения.
7 этап. Разработка психолого-педагогических рекомендаций и программ развивающе-профилактической либо коррекционной направленности.
8 этап. Осуществление и контроль над выполнением программы. Важно учитывать, что каждая разработанная программа включает:
1) Педагогическую часть:
- Ø Планируются совместно с педагогом;
- Ø Выполняются педагогом и родителями;
- Ø Предлагаемые рекомендации конкретны, с чётким указанием мероприятий.
2) Психологическую часть, которую планирует и осуществляет психолог.