Важнейшая инновация в сфере образования за последние 200 лет
Студентам уже нередко предлагаются бесплатные материалы в режиме онлайн. Какой может стать онлайн-система обучения стоимостью в триллионы долларов?
Если бы вас попросили назвать наиболее важную инновацию в транспортной сфере за последние 200 лет, вы могли бы вспомнить изобретение двигателя внутреннего сгорания, зарождение воздухоплавания, конвейер и модель «Т» Генри Форда, даже изобретение велосипеда. Список можно продолжить. Теперь вопрос: можете назвать основную инновацию в системе образования за последние столетия?
Не можете? Не беда — никто не может. Этот безответный вопрос задает всем Анант Агарвал, ученый, специализирующийся на компьютерных технологиях, возглавивший в этом году шестидесятимиллионный проект edX — совместную попытку MIT и Гарварда создать систему бесплатного онлайн-обучения для всех желающих. С точки зрения Ананта, вклад новейших технологий в образовательный процесс пока минимален.
Агарвал верит, что система образования стоит на пороге кардинальных преобразований, предопределенных стремительным развитием Интернета и технологий обработки данных. Благодаря этим изменениям, сегодня стало возможным организовать видео-обучение с интерактивными элементами, а исследователи могут собирать данные студентов для последующего повышения эффективности преподавания. Эта технология действенна, удивительно дешева и глобальна по своим целям. В перспективе по системе edX сможет учиться миллиард студентов.
Идея получения образования онлайн не нова. В одних Штатах в программах дистанционного обучения задействовано свыше 700 000 студентов. Разница — в уровне использования технологии и придании благородных целей эффективным и малозатратным бизнес-моделям, уже опробованным электронным бизнесом.
Развитие этих идей настолько сильно затронет самые различные рынки, что результаты проекта просто невозможно оценить в денежном эквиваленте. Только представьте, что четверть лишь американского населения, а это 80 млн чел., учится в магистратурах, учебных заведениях, вовлечено в учебный процесс в сети K12net. Только прямые расходы государства превышают 800 млрд долл. Прибавьте к этой цифре частное образование и корпоративные тренинги. Несмотря на колоссальную экономическую значимость образования, оно все еще остается неэффективным, статичным и низкотехнологичным. Сфера образования, наряду с медициной, остро нуждается в ломке стереотипов, в «разрушении» незыблемых основ. Так считает Клейтон Кристенсен, знаменитый профессор Гарвардской школы бизнеса, придумавший неологизм «разрушительная (подрывная) технология». В двух книгах, посвященных образованию, Кристенсен детально описывает свое видение онлайн-обучения: оно должно расширяться и развиваться, постепенно отметая устаревшие идеи и, возможно, целые учебные институты.
Согласно Кристенсену, «подрывные технологии» поначалу будут активней завоевывать рынки «где им нет альтернативы». Это объясняет исключительную значимость онлайн-образования на рынке обучения взрослых (часть программ MBA начального уровня, курсы медсестер). А также объясняет стремительный взлет учреждений наподобие Академии Хана (Khan Academy) — некоммерческой организации, чьи бесплатные математические онлайн-курсы привлекли внимание прессы и Билла Гейтса, оказавшего финансовую поддержку проекту. Идея Хана стала настоящим спасением для родителей, которым проблематично тратить по 125$/час на частного репетитора по математике.
Критики называют видео-уроки Хана примитивными, а их полезность сомнительной. На что Хан отвечает, что решение глобальных проблем образования не входило в его планы. Но, — считает он, — курсы Khan Academy находятся «в начале первого этапа развития». Ежегодно в улучшение обучающего видео будет вкладываться порядка 10 млн долл. Уже готовы дополнительные упражнения и аналитика, рассчитанные на работу одного учителя с 50 или 100 студентами одновременно. Очень скоро, утверждает Хан, специалисты Khan Academy будут учить лучше любого платного репетитора.
У цифровых учебных материалов есть ограничения: в режиме онлайн невозможно почувствовать запах подгоревшего резистора или пролить химический реактив на руки. Но преподавание экономических дисциплин через web-интерфейс, например, столь востребовано, что целесообразность постройки новых экономических учебных заведений и найма преподавателей-экономистов уже вызывает сомнения. В проекте edX, уверяет Агарвал, команда из профессора и двух ассистентов, обучающая схемотехнике 400 студентов в MIT, сегодня может учить 10000 человек через web, а завтра — в сотни раз больше.
Образование становится распределённым, постепенно.
Процент студентов в США, которые "посещают" хотя бы один курс онлайн
Куда выведет кривая онлайн-образования? Согласно статистическим исследованиям колледжа Бабсон, количество студентов американских ВУЗов, усвоивших хотя бы один онлайн-курс повысилось с 1,6 млн в 2002 году до 6,1 млн в 2010-ом, что составило треть учащихся колледжей США. Исследователи И. Элейн Аллен и Джефф Симан отмечают признаки наметившегося снижения темпов роста количества онлайн-курсов. Но их аналитика не учитывает вовлеченность в развитие образования посредством Интернет ведущих университетов. Так, Coursera, совместный проект Стэнфордского университета и двух дюжин других учебных заведений, как сообщается, уже собрал 1,5 млн студентов-подписчиков, готовых обучаться в онлайн-режиме.
И пусть лишь малая доля желающих реально пройдет обучение, всплеск популярности курсов наподобие MOOC заставляет задуматься о тех изменениях, что ждут мир при активном продвижении бесплатного, высококачественного образования посредством сети. Видеоролики Хана популярны в Индии, а статистика MOOC показывает, что 60% их учащихся — инициативные люди из «голодных к знаниям» наций (Бразилия, Китай и другие). Никто достоверно не знает, какой силы толчок «высокооктановое топливо» бесплатного онлайн-обучение может дать «машине» системы образования. Произойдет ли «революция», сметающая любые барьеры на пути качественного образования для всех? Не появятся ли правительственные ограничения на использование Интернета и цензурные ведомства по контролю за учителями?
Следующий шаг онлайн-образования определяется технологией и соответствующими методиками. Процесс обучения онлайн миллионов студентов должен оцениваться, фиксироваться, изучаться и по мере необходимости корректироваться. Поговорите с Ханом или любым из людей, стоящих за курсами MOOC (многие из них представляют университетские факультеты, крайне заинтересованные в компьютерно грамотной интеллигенции). Все они назовут целью не рост продаж обучающих видеороликов, а улучшение системы образования посредством научно обоснованного и эффективного использования данных. Только представьте, говорят они, программное обеспечение, полностью учитывающее уровень знаний студента и предлагающее учащемуся индивидуальный, уникальный план занятий. Увенчаются ли успехом эти проекты, родится ли из них что-то революционно новое? Если да, то на вопрос Агарвала найдется ответ: онлайн-обучение станет важнейшей инновацией в сфере образования за последние 200 лет.