Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 8 человек

Школа - территория здоровья

Дата: 29 сентября 2020 в 15:34, Обновлено 26 ноября 2024 в 18:03

Профилактический проект «Школа – территория здоровья» предусматривает реализацию систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

Основная цель проекта – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи проекта:

  • объединение усилий учреждений здравоохранения Детской центральной клинической поликлиники №2 г. Гродно и государственного учреждения образования «Коптёвская средняя школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
  • совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
  • интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс;
  • развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • развитие системы мониторинга здоровья обучающихся;
  • профилактика школьно обусловленных заболеваний;
  • повышение компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
  • формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Актуальность проекта.

Наиболее агрессивными факторами, которые сегодня влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Школа – территория здоровья»

 

  1. Общие положения

         Профилактический проект «Школа – территория здоровья» (далее – проект) разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200.

Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

  1. Разработчики и координаторы проекта

ГУО «Коптёвская средняя школа»– директор Л.Н.Санюкович

  1. Обоснование и актуальность реализации проекта

За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и др.

К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья обучающихся относятся неполноценное питание, гипокинезия, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение в динамике обучения частоты встречаемости функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. Этот процесс только усугубляется к завершению обучения в школе.

Так, в процессе наблюдения за здоровьем обучающихся с 1-го класса к началу их обучения в средних классах отмечается снижение числа абсолютно здоровых детей в 1,5 раза, увеличение числа детей с пониженной остротой зрения почти в 2 раза. Также, в соответствии с проведенным анализом заболеваемости, отмечается, что у детей 5-9 лет по достижению ими возраста 10-13 лет увеличивается число случаев болезней эндокринной системы почти в 2 раза, системы кровообращения – в 2 раза, число детей с миопией увеличивается в 3 раза.

С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, уроки физического воспитания лишь в малой степени компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.

Среди подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной.

Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровьяобучающихся не ограничиваются введением в образовательную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Учреждения образования обладают огромным потенциалом, который нужно стремиться реализовать в полном объеме. Мероприятия должны реализовываться без ущерба образовательному процессу.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Коптёвская средняя школа», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Однако большее внимание будет уделяться именно обучающимся начальных классов. Для данной категории наиболее целесообразно построение системы, настроенной на первичную профилактику заболеваний.

Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

 

  1. Цели и задачи проекта

Основной целью проекта является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Проект предусматривает решение следующих основных задач:

  • объединение усилий учреждений здравоохранения Детская поликлиника г. Гродно №2 и государственного учреждения образования «Коптёвская средняя школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
  • совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
  • интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс;
  • развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • развитие системы мониторинга здоровья обучающихся;
  • профилактика школьно обусловленных заболеваний;
  • повышение компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
  • формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
  1. Участники проекта

ГУО «Коптёвская средняя школа» (руководство, учителя - предметники, классные руководители, обучающиеся, родители);

ГУ «Детская городская поликлиника г. Гродно №2»;

УЗ «Коптёвская амбулатория»;

  1. Сроки реализации проекта, структура

Сроки реализации проекта: 2021-2025 гг.

Профилактический проект включает в себя: описательную часть проекта и перспективный план мероприятий.

  1. Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

  • повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
  • повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
  • улучшения показателей здоровья;
  • снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
  • снижение количества детей с избыточной массой тела;
  • отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
  • увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;
  • индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья обучающихся мониторинговых классов
  1. Оценка эффективности проекта

Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

  • соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
  • благоприятные изменения показателей здоровья;
  • соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.
  1. Финансовое обеспечение проекта

Финансирование мероприятий будет осуществляться из собственных средств исполнителей.

Отдельные мероприятия проекта при необходимости могут корректироваться с учетом выделенных средств.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.